Пересмешник певчий североамериканский - Mimus polyglottos: первичные данные

Птичье кваканье

Многоголосый пересмешник (Mimus polyglottos) — один из рекордсменов среди птиц по вокальному разнообразию: его репертуар может включать свыше 200 различных песен. При этом пересмешники не ограничиваются имитацией пения своих сородичей и охотно перенимают ноты от других птиц, копируют техногенные звуки, а иногда — как показала новая работа — довольно точно воспроизводят вокализацию амфибий. Вокальный тракт земноводных и птиц устроен совершенно по-разному, но тем не менее имитация оказывается довольно точной, хотя в отдельных случаях пересмешникам и приходится редактировать «трудновыговариваемые» сигналы или сокращать слишком длинные трели.

Ареал многоголосого пересмешника охватывает значительную часть Северной Америки. Орнитологи дотошно проанализировали записи его пения из разных районов континента и обнаружили, что подражания крикам земноводных встречаются повсеместно, но чрезвычайно редко: всего 26 случаев из более чем 10 000 имитаций. На большей части своего ареала пересмешники ведут оседлый образ жизни, поэтому вполне ожидаемо, что они копировали амфибий своего региона, которые обитают в тех же местах или неподалеку.

Пересмешники предпочитают копировать звуки в частотном диапазоне их собственной вокализации (750–7000 Гц). Исходя из этого, ученые составили список из 39 американских земноводных — вероятных кандидатов для имитации. Среди 12 видов, чьи голоса были опознаны в пении пересмешника, 11 действительно относились к этому списку. Единственным исключением была лягушка Гофера (Lithobates capito) — ее сигналы подверглись своеобразной редактуре. Основной тон сигналов этой лягушки лежит ниже 750 Гц, поэтому пересмешники воспроизводили только одну из формант — частот, которые возникают в результате резонанса в голосовом тракте. В других случаях, например при имитации краснопятнистой жабы (Anaxyrus punctatus, послушать), пересмешник, наоборот, опускает форманты и воспроизводит лишь основную частоту.

Зачем птицы копируют посторонние звуки? Первое, что приходит на ум, — имитация может служить языком «межвидового общения». Если это действительно так, то можно говорить о настоящей вокальной мимикрии — «намеренному» копированию звуков другого вида. Такие примеры, действительно, известны, но их не так уж много. Разные виды птиц действительно могут общаться друг с другом — чаще всего они обмениваются тревожными сигналами, которые нередко звучат похоже у разных видов. Благодаря этому они могут предупреждать друг друга о появлении хищника: это особенно важно при совместных перемещениях в смешанных стаях. Но когда тревожные сигналы становятся частью песни и исполняются без всякой связи с реальной опасностью, они вряд ли могут помочь особям других видов — скорее, напротив, будут создавать помехи. Высказывались и предположения, что назойливое копирование тревожных сигналов помогает отпугивать виды-конкуренты со своей территории, но строго доказать этого пока не удалось.

Так, многоголосый пересмешник весьма совершенно копирует песню красноплечего трупиала (Agelaius phoeniceus); записи вокальных имитаций вызывали у трупиалов такую же реакцию, как и воспроизведение их собственных песен. Но эти же имитации в составе целостной песни пересмешника такого эффекта не имели. Еще меньше оснований предполагать что-то подобное для имитаций голосов амфибий. Гораздо чаще пересмешничество предназначено для других особей своего собственного вида, и его главная задача — увеличение разнообразия репертуара. Такое разнообразие свидетельствует о хорошем физическом состоянии самца, и поэтому может играть роль как для привлечения самок, так и для предупреждения потенциальных конкурентов. В случае многоголосого пересмешника самки отдают предпочтение исполнителям с большим разнообразием звуков — как собственных, так и заимствованных. А для атласного шалашника (Ptilonorhynchus violaceus) показан и более сложный механизм: оказалось, что самки могут оценивать не только разнообразие как таковое, но и точность копирования. Весьма вероятно, что такая оценка есть и у других имитаторов, которых среди воробьинообразных не так уж мало — от 15 до 20% видов.

Ссылка на статью

Клон статьи

Элементы. Элементы большой науки. elementy.ru

GKV,